Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что неотъемлемыми атрибутами современной экономики являются высокий динамизм, усиление конкуренции, рост и изменчивость предпочтений потребителей, непредсказуемость политической ситуации и т.д. Предприятиям приходится взаимодействовать с различными факторами внешнего окружения, адаптироваться к ним, нейтрализовывать угрозы и использовать благоприятные возможности. Данные условия обусловливают необходимость применения соответствующих инструментов диагностики стратегического потенциала и механизмов выбора стратегии развития компании.
Развитие теоретических концепций стратегического потенциала компаний происходит уже на протяжении больше полувека. Необходимо отметить, что в ранний период существовали две доминирующие теории развития стратегического потенциала: теории, основанные на рыночном подходе (MBV), а также теории, основанные на ресурсном представлении (RBV). Значительно позже получила развитие теория стратегического потенциала, основанная на знаниях, а также подход к оценке стратегического потенциала, основанный на возможностях, хотя данные подходы в общем смысле базируются на ресурсном подходе. Современные концепции стратегического потенциала в большей степени основаны на реляционном (отношенческом) подходе, а также интегративном, включающем различные виды подходов.
Любой из описанных подходов при практическом применении требует значительной адаптации к специфике ситуации, включая вид деятельности, своеобразию рынка, особенностям социально-экономической ситуации.
Все вышесказанное обусловило актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
На основе актуальности темы была поставлена цель исследования, которая заключается в разработке направлений повышения стратегического потенциала предприятия.
Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
1. Рассмотрение сущности, понятия и роли стратегического потенциала в управлении предприятием.
2. Исследование факторов, оказывающих влияние на стратегический потенциал предприятия.
3. Изучение методики оценки стратегического потенциала предприятия.
4. Исследование организационно-экономической характеристики предприятия.
5. Проведение анализа внешней и внутренней среды предприятия.
6. Проведение оценки стратегического потенциала предприятия.
7. Разработка мероприятий по повышению стратегического потенциала предприятия.
8. Расчет эффективности предложенных мероприятий.
Объектом исследования выступает филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Ленинградская атомная станция».
Предметом исследования является стратегический потенциал филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Ленинградская атомная станция».
Методологическую основу исследования составляют системный подход к изучению проблем управления, статистический анализ, анализ источников, указанных в списке использованной литературы, различные методики стратегического анализа и другие методы.
Автор в своем исследовании опирался, на отечественные и зарубежные теоретические и методические разработки в области развития стратегического потенциала, разработки стратегий развития, методик стратегического анализа. Также были использованы материалы и рекомендации научных конференций, симпозиумов и семинаров.
Базой аналитической работы послужили статистические данные, материалы международных организаций и Росстата, публикации, личные опросы, наблюдения и выводы автора, полученные в ходе исследования.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение, список использованных источников и приложения.
Практическая значимость заключается в том, что предложены методические подходы к повышению стратегического потенциала филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Ленинградская атомная станция».
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты стратегического потенциала предприятия
1.1. Сущность понятия и роль стратегического потенциала в управлении предприятием
Понятие «стратегический потенциал» является комплексной категорией, включающей в себя анализ внутренних, внешних факторов и выявление устойчивости предприятия к внешней среде. Другими словами, стратегический потенциал предприятия отражает его способность реагировать на факторы внешней среды. Очевидно, что стратегический потенциал является емким и глубоким понятием, поскольку заключает в себе оценку внутреннего потенциала, внешних факторов и выявляет их соответствие.
Понятие «стратегический потенциал» входит в терминологический аппарат ресурсной теории и раскрывается через такие категории, как «потенциал», «ресурсы», «организационные способности», «компетенции» и т.д.
Стремление предприятию к достижению высокого стратегического потенциала по сути является центральным понятием стратегического менеджмента.
Список литературы
Заключение
На основании исследования, проведенного в настоящей работе, были сделаны следующие выводы:
Стратегический потенциал представлен внутренним потенциалом (ресурсами, компетенциями, организационными способностями), учитывает внешние факторы и направлен на обеспечение устойчивости предприятия к внешнему воздействию. Роль стратегического потенциала заключается в определении способности предприятия формировать и развивать внутренний потенциал, адекватный внешним факторам. В зависимости от его состояния руководство предприятия может обоснованно принимать решение о направлениях внутреннего и внешнего развития.
Исходя из этого, определения стратегического потенциала как совокупности ресурсного потенциала, организационных способностей и устойчивости к внешнему воздействию, алгоритм оценки стратегического потенциала включает три основных этапа: оценку ресурсного потенциала, оценку организационных способностей и оценку устойчивости к внешнему воздействию. На заключительном этапе оценки производится расчет интегрального показателя стратегического потенциала. Отрицательное значение стратегического потенциала предприятия свидетельствует о неспособности адекватно реагировать на факторы внешнего воздействия. Положительное значение потенциала говорит о том, что предприятие способно нейтрализовывать угрозы и использовать благоприятные возможности. Чем больше значение положительного стратегического потенциала, тем более развитым является внутренний потенциал, представленный ресурсами и способностями.
Таким образом, оценка стратегического потенциала предприятия носит комплексный характер. Данная методика будет применена далее для исследования стратегического потенциала филиала АО «Концерн Росэнергоатом «Ленинградская атомная станция».
Ленинградская АЭС является крупнейшим производителем электроэнергии для потребителей Ленинградской области проведем анализ экономического состояния Ленинградской области.
Интегральный показатель ресурсного потенциала Ленинградской АЭС в соответствует среднему уровню развития ресурсного потенциала и характеризуется эффективным использованием ресурсов предприятия. Однако, необходимо отметить, что недостаточно эффективно использование производственного и финансового потенциала предприятия, что выражено в недостаточных показателях рентабельности и затрат на обновление производства и т.д. Данная тенденция может быть связана с недостаточно эффективным стратегическим управлением проектами на предприятии.
Интегральный показатель организационных способностей Ленинградской АЭС имеет положительную оценку. Однако, в деятельности предприятия есть слабые организационные способности, которые можно оценить как удовлетворительные: недостаточно эффективная система стратегического управления, неэффективная система управления проектами и неэффективная система мотивации персонала.
Устойчивость Ленинградской АЭС к внешнему воздействию является положительной, что свидетельствует о способности предприятия нейтрализовать угрозы и воспользоваться возможностями.
В соответствие со шкалой градации, стратегический потенциал Ленинградской АЭС является положительным, то есть предприятие способно нейтрализовывать угрозы и использовать благоприятные возможности. Использование всех сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз внешней среды приведут к повышению стратегического потенциала предприятия.
Таким образом, далее необходимо рассмотреть мероприятия по повышению стратегического потенциала Ленинградской АЭС.
Основными целями повышения стратегического потенциала Ленинградской АЭС являются: максимальное удовлетворение потребностей предприятия; повышение экономической эффективности предприятия; повышение социальной эффективности предприятия.
Основными стратегическими целями Ленинградской АЭС являются следующие:
– повышение эффективности реализации проектов на предприятия за счет внедрения системы управления проектами и формирования сбалансированного портфеля проектов,
– повышение эффективности деятельности за счет внедрения системы оценки на основе ССП,
– повышение эффективности и результативности деятельности за счет совершенствования системы мотивации персонала.
Таким образом, для повышения стратегического потенциала Ленинградской АЭС был предложен следующий проект мероприятий:
1. Внедрение системы управления проектами на основе ССП
2. Внедрение системы мотивации персонала на основе ССП и KPI
Исходя из проведенных расчетов, был сделан вывод, что внедрение проекта мероприятий по повышению стратегического потенциала Ленинградской АЭС является экономически целесообразным.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Артамонов, Б. В. Стратегический потенциал предприятия и его основные составляющие / Б. В. Артамонов // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. – 2014. – № 202 (4). – С.5
2. Башелутсков, П. П. Комплексный мониторинг стратегического потенциала предприятия / П. П. Башелутсков // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. – 2016. – № 10. – С.35
3. Грант, Р. М. Современный стратегический анализ / Р. М. Грант; под ред. В. Н. Фунтова. – 5-е изд. – СПб. : Питер, 2008. – 560 с.
4. Дюйзен, Е. Ю. Организационные способности как основа формирования конкурентных преимуществ / Е. Ю. Дюйзен // Экономика и менеджмент систем управления. – 2013. – № 4.1 (10). – С.218–223.
5. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М., Прогресс, 2017. – с. 127
6. Лагунова, Е. В. Стратегический потенциал компании и его оценка / Е. В. Лагунова // Проблемы управления. – № 6. – 2017. – С. 40
7. Окольнишникова, И. Ю. Ресурсный потенциал и стратегии развития конкурентных преимуществ предпринимательской структуры / И. Ю. Окольнишникова, В.Ю. Шевров // Современные исследования социальных проблем. – 2013. – С. 30
8. Петров, П. А. Формирование методологии контроллинга стратегического потенциала промышленного предприятия / П. А. Петров // Вопросы управления. – 2017. – № 3 (16). – С. 128
9. Полянский, А. В. Сущность и состав стратегического потенциала промышленного предприятия / А. В. Полянский // Известия Санкт – Петербургского университета экономики и финансов. – 2013. – № 1 (79). – С.113
10. Практикум по теории управления / Под ред. Васильева Ю.П., Парахиной В.Н., Ушвицкого Л.И. - М.: Финансы и статистика, 2016. – с. 42
11. Сарычев, А. Е. Оценка ресурсов и способностей компании в условиях динамизма внешней среды и глобализации / А. Е. Сарычев // Российское предпринимательство. – 2016. – № 7 Вып. 2 (115). – С. 44–49
12. Ansoff, H (1965), Corporate Strategy: an Analytic Approach to Business Policy for Growth and Expansion, McGraw Hill, New York
13. Bain, J (1968), Industrial Organization, John Wiley and Sons, New York
14. Certo, S & Peter, J (1990) Strategic Management: A Focus on Process, McGraw-Hill, New York
15. Easton, G. (1992), “Industrial networks: a review”, in B Axelsson & G Easton (eds) Industrial Networks: a New View of Reality, London: Routledge, pp. 3-27
16. Furrer O, Thomas H & Goussevskaia, A (2008), ‘The structure and evolution of the strategic management field: a content analysis of 26 years of strategic management research’ , International Journal of Management Reviews, vol.10, no.1, pp. 1–23
17. Grant, R (1996), ‘Prospering in dynamically-competitive environments: organisational capability as knowledge integration’ , Organisation Science, vol. 7, no. 4, pp. 375-387
18. Porter, M (1980), Competitive Strategy: Techniques for Analysing Industries and Competitors, Free Press, New York
19. Porter, M (1985), Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance, Free Press, New York